Комментарий Постпреда России при НАТО Александра Грушко по итогам заседания Совета Россия-НАТО

19 Декабря 2016
Заседание получилось продолжительным, насыщенным. Мы обсудили наиболее значимые факторы, влияющие на состояние военной безопасности в Европе. Заседание прошло с открытой повесткой дня, что дало возможность всем делегациям затронуть те вопросы, которые они считали важными.

Мы констатировали, что ситуация в области евробезопасности продолжает ухудшаться. Основной негативный фактор – продолжающееся усиление «восточного фланга» НАТО, развертывания там сил и средств США и союзников, а также наращивание военной инфраструктуры вдоль российских границ. Эти меры ослабляют региональную безопасность, в том числе и безопасность тех стран альянса, оборону которых эти меры якобы призваны укрепить. Подчеркнули, что вкладом в обеспечение европейской безопасности стало бы прекращение военной активности НАТО у рубежей России, возвращение ситуации к состоянию на конец 2013 года. Это создало бы и надлежащие условия для начала структурированного диалога по вопросам контроля над обычными вооружениями в Европе.Очевидно, что укрепление инструментов мер доверия невозможно без отказа альянса от конфронтационных схем безопасности. А на сегодняшний день НАТО и в политическом плане, и в военном планировании проводит курс на «сдерживание» России.

Состоялся разговор по теме авиационной безопасности в Балтийском регионе на основе брифингов представителей ИКАО и соответствующей группы под ее эгидой. Не могу раскрывать детали экспертного обсуждения в силу конфиденциальности работы Совета. Но деятельность этой группы и ее результаты – пример того, как следует подходить к вопросам военной безопасности - на основе профессионального, деполитизированного подхода с участием военных и гражданских экспертов. Итоги группы получили высокую оценку, была поддержана инициатива продолжения работы группы для обсуждения вопросов, которые могут возникнуть на стыке взаимодействия военных и гражданских органов управления воздушным движением.

По предварительной договоренности проведены обстоятельные брифинги по учениям «Кавказ-2016» и «Единый трезубец» («Трайдент Джанкчер»). Эти брифинги в очередной раз показали востребованность восстановления системных контактов между военными России и НАТО. На прошлом заседании СРН 13 июля наши военные представители выдвинули целый ряд соответствующих предложений, которые позволили бы провести профессиональный разговор на уровне экспертов.

В ходе общей дискуссии состоялся обмен мнениями по ситуации на Украине. При сохранении известных расхождений в отношении генезиса украинского кризиса участники СРН выступили за полное выполнение Минских договоренностей по всем трем «корзинам» - в области безопасности, политической и гуманитарной сферах. Мы, разумеется, поделились нашими оценками положения дел на Украине и нашим видением того, что должно быть сделано для придания динамики Минскому процессу. С опорой на данные СММ ОБСЕ указали на нарушения украинскими силовиками режима прекращения огня, использование ими запрещенных по Минским договоренностям артсистем, наличие тяжелой техники в «зоне безопасности». Призвали членов СРН оказать влияние на киевские власти с тем, чтобы побудить их перейти от фактического саботажа политического процесса к реальным шагам - предоставлению Донбассу особого статуса, проведению конституционной реформы и местных выборов, принятию закона об амнистии.

Как следовало из дискуссии, ситуация в Афганистане остается одной из главных тем как общий вызов безопасности членов СРН. Несмотря на усилия миссии НАТО «Решительная поддержка», обстановка в области безопасности продолжает деградировать, серьезно ухудшается наркоситуация. Среди членов СРН есть понимание, что залогом устойчивости ситуации в стране должны стать афганские силы безопасности, которые могли бы самостоятельно обеспечивать мир и стабильность в стране. Со своей стороны подчеркнули намерение России оказывать Афганистану помощь в подготовке боеспособных силовых структур по линии компетентных российских ведомств. Высказались в поддержку линии правительства ИРА на достижение национального примирения.